Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей с выраженными нарушениями в здоровье: Повышение квалификации
Анонс программы
Цель программыЦелью курса является освоение слушателями психолого-педагогических основ организации и сопровождения процесса обучения и воспитания детей с выраженными нарушениями в здоровье в процессе инклюзивного образования, овладение навыками диагностики, планирования и коррекции сложных нарушений в развитии детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.Задачи программы:- познакомить слушателей со спецификой организации инклюзивного образования в детском саду и начальной школе,- создать условия для освоения слушателями авторских диагностических подходов к выявлению интеллектуальной недостаточности в раннем возрасте, составлению индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье в детском саду и начальной школе в соответствии с ФГТ,- научить слушателей приемам эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми со сложными дефектамиВ результате изучения данной дисциплины слушатели должны: Понять специфику организации инклюзивного образования в детском саду и начальной школе; знать правила комплектования инклюзивных групп, содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с выраженными нарушениями в здоровье уметь составлять индивидуальный маршрут сопровождения ребенка со сложным дефектом раннего, дошкольного и младшего школьного возраста; знать специфику психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей с выраженными нарушениями в здоровье.Целевая аудитория
Курс предназначен для специалистов в области обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (дефектологи, логопеды, психологи , воспитатели, социальные педагоги образовательных учреждений, реабилитационных центров, школ-интернатов), для зам.руководителей образовательных учреждений по учебно-воспитательной работе, а также родителей.Преподаватель
Кандидат психологических наук, учитель-дефектолог, педагог-психолог групп детей со сложными дефектами Верещагина Наталья ВалентиновнаОписание Программы
Названия модулей, их краткое содержание
Модуль 1. Психолого- педагогические основы организации инклюзивного образования в учреждениях раннего, дошкольного и начального школьного образования (24 часа)
1. Общее представление об инклюзивном образовании: опыт организации за рубежом и в России. Нормативные документы, регламентирующие образование лиц с ограниченными возможностями.
2. Нейропсихологическая характеристика детей с выраженными нарушениями в здоровье: этиология, патогенез (с акцентом на мозговые основы нарушенного развития), прогноз обучения и воспитания.
3. Принципы организации инклюзивного образования: содержание подготовительного этапа работы, критерии подготовки детей, группы класса, педагогов и родителей для инклюзивного образования. Профессиональная и личностная готовность как основа успешности инклюзивного образования.
4. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с выраженными нарушениями в здоровье
Модуль 2. Психолого-педагогические основы дифференциальной диагностики в условиях инклюзивного образования детей раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов.
1. Специфика дизонтогенеза центральной нервной системы как основа выбора стратегий планирования и реализации коррекционно- развивающей работы с детьми с выраженными нарушениями в здоровье.
2. Проблемы ранней диагностики интеллектуальной недостаточности у детей. Авторский подход к дифференциальной диагностике нарушенного развития у детей 2 -3 лет.
3. Комплексная диагностика развития детей с выраженными нарушениями в здоровье (авторский подход).
4. Специфика планирования и реализации коррекционно- развивающей работы в условиях инклюзивного образования (согласно Федеральным государственным требованиям). Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье (авторский подход).
Модуль 3. Содержание психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с выраженными нарушениями в здоровье (24 часа)
1. Содержание психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования по образовательным областям (согласно Федеральным государственным требованиям).
2. Содержание психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в плане формирования интегративных качеств личности (согласно Федеральным государственным требованиям).
Модуль 4. Преемственность в работе специалистов в условиях инклюзивного образования (24 часа)
1. Организация медико-психолого-педагогического консилиума как условие успешности инклюзивного образования: содержание документов на ребенка группу класс, правила написания психологической и педагогической характеристики отчета, содержание диагностики принимающей группы класса, содержание диагностики педагогического персонала и родителей.
2. Специфика консультирования и формы работы с педагогами, родителями, детьми в условиях инклюзивного образования. Мотивации педагогов и родителей, участвующих в инклюзивном образовании.
3. Комплексный подход к планированию и реализации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей. Профилактика "эмоционального выгорания" у педагогов и родителей, участвующих в инклюзивном образовании.