Педагогика и методика дошкольного образования: Программа переподготовки
Анонс программы
Актуальность образовательной программы обусловлена необходимостью соответствия квалификации педагога положениям профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н )Описание Программы
Модуль 1. Законодательное, нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования
Модуль 2. Психология и педагогика детства как основы деятельности педагога ДОО
Модуль 3. История, философия образования и науки как основа современного воспитания дошкольников
Модуль 4. Методология и методика современного дошкольного образования
Модуль 5. Педагогическое обеспечение вариативной образовательной среды: проекты в деятельности педагога ДОО
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии):
В результате освоения Модуля 1 "Законодательное, нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования" слушатель:
должен знать:
- термины и понятия Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- актуальную типологию образовательных организаций;
- базовые принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования;
- понятия и порядок применения профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н;
- современные требования и системные изменения в дошкольном образовании;
- требованиях к структуре и порядку разработки ООП ДО;
- многообразие образовательных продуктов в системе ДОО;
- структурные и содержательные особенности образовательной программы;
- инструменты оценки качества образовательной среды в детском саду.
должен уметь:
- выстраивать отношения в сфере образования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- использовать современные способы и методы организации образовательной деятельности в ДОО;
- проектировать качественные изменения в системе воспитания ДОО;
- сочетать в педагогической деятельности решение задач социальной адаптации и социальной автономизации личности;
- устанавливать взаимосвязь трудовых функций профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" с педагогическими деятельностями;
- ориентировать программы ДОО на создание условий развития ребенка;
- применять в ДОО несколько образовательных программ для работы в группах различной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной) в зависимости от возраста;
должен владеть:
- пониманием роли педагога в образовательных отношениях, в которые он вступает в профессиональной деятельности;
- способностью соотносить виды реализуемых образовательных программ с типом образовательной организации;
- классификационными характеристиками различных видов помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
- пониманием комплексности профессиональной педагогической деятельности (проектирование, разработка и реализация образовательных программ, воспитание обучающихся);
- способами планирования педагогической деятельности;
- пониманием разных подходов к оценке качества программ дошкольного образования.
В результате освоения Модуля 2 "Психология и педагогика детства как основы деятельности педагога ДОО" слушатель:
должен знать:
- принципы и методы дошкольной педагогики;
- современные концепции воспитания;
- понятие семейной педагогики как науки о воспитании в семье;
- возрастную периодизацию жизненных циклов развития человека;
- медико-психологическую классификацию возрастных периодов детства;
- систему психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников в ДОО;
- актуальные индивидуальные методы воспитания и обучения;
- принципы и этапы организации психолого-педагогической сопровождения воспитательно-образовательной деятельности ДОО в условиях ФГОС ДОО;
- инновационные образовательные технологии, их классификации и уместность использования в образовательном процессе;
- традиционные формы взаимодействия с родителями, сопровождения родителей в условиях семейного образования;
- основы креативной педагогики
- концептуальные основы и основные принципы инклюзии.
должен уметь:
- проектировать личностное развития дошкольника;
- различать воспитательные процессы в семьях дошкольников и соотносить их с объектом семейной педагогики;
- компенсировать недостатки семейного воспитания опираясь на преимущества общественного воспитания;
- осуществлять выбор адекватных стимулов для развития дошкольника;
- предусматривать особенности организации инклюзивного образования в ДОО;
- проектировать модели образования в ДОО на основе принципов ФГОС ДО;
- рефлексировать педагогическую практику относительно форм взаимодействия с родителями дошкольников
должен владеть:
- пониманием дошкольной педагогики как отрасли педагогики, изучающей закономерности воспитания детей дошкольного возраста;
- общими методами воспитания и их классификацией;
- представлением о структуре игровой деятельности и этапах развития игры в дошкольном возрасте;
- нормами построения классификации возрастных периодов детствавзависимости от биологических и социальных факторов;
- знанием возрастных преобразований организма дошкольника;
- пониманием необходимости перехода от модели "интеграции" к идее "инклюзии" – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями;
- инновационными педагогическими технологиями, которые оптимально соответствуют цели развития личностидошкольника;
- пониманием особой роли педагога ДОО как проектировщика креативного образовательного процесса.
В результате освоения Модуля 3. "История, философия образования и науки как основа современного воспитания дошкольников", слушатель:
должен знать:
- принципы доступности и открытости системы образования;
- принципы, заложенные в основу Стратегии 2030 – "Стратегия развития системы образования";
- мегатренды, которые оказывают влияние на выбор пути развития системы дошкольного образования;
- концепции личностно-ориентированного образования, имеющих принципиальное значение для реализации инноваций в дошкольном образовании;
- методологическую основу проектирования личностно-ориентированного образовательного процесса;
- философию социального конструктивизма, интегрирующую модели образования;
- требования к РППС детского сада и принципы ее построения;
- этапы включения в образовательный процесс отдельных элементов философских практик с детьми;
- различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании;
- историю становления инклюзивного образования в РФ, правила и подходы к формированию инклюзивной культуры в ДОО;
- философско-методологических аспекты инклюзии.
должен уметь:
- понимать значимость основных трендов развития образования;
- применять знания существенных изменений в личностном развитии дошкольника при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
- различать инновации – трансформации и инновации - модернизации в образовательной практике;
- представлять РППС как систему условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности;
- применять различные виды культурных практик в образовательном процессе;
- осуществлять выбор приемов и методов, обеспечивающих индивидуализацию образования;
- различать процессы интеграции и инклюзивной практики в ДОО;
- обеспечивать реализацию принципов инклюзивного образования в педагогической практике.
должен владеть:
- пониманием сущности и перспектив развития трендов в сфере дошкольного образования;
- механизмами формирования основных психологических новообразований личности в условиях детского сада;
- пониманием различий в позиции педагога с учетом теорий развития личности в различные исторические периоды;
- принципами организации РППС как важного критерия оценки деятельности дошкольной образовательной организации;
- навыками организации философских практик с детьми;
- пониманием четкой границы между понятиями "индивидуализация образовательного процесса" и "индивидуальный подход в обучении";
- навыками формирования культуры инклюзии в образовательной организации;
- принципами инклюзивного образования
В результате освоения Модуля 4. Методология и методика современного дошкольного образования, слушатель:
должен знать:
- тенденции развития образовательного процесса в условиях ФГОС ДО;
- основные принципы построения образовательных программ в ДОО;
- этапы оставления перспективно-календарного плана учебно-воспитательной работы с детьми;
- диагностические методики развития личности дошкольника;
- влияние РППС на личность дошкольника;
- ведущие тенденции развития дошкольного образования;
- педагогические технологии как организационно- методологический инструментарий педагогического процесса;
- электронные образовательные ресурсы, как основной компонент информационной образовательной среды;
- типы проектной деятельности и проблемы связанные с ее организацией;
- шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях;
- оценка качества дошкольного образования на основе шкалы ECERS-R.
должен уметь:
- организовать педагогическую деятельность в соответствии с современными тенденциями развития образовательного процесса;
- создавать психолого-педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей;
- обеспечивать взаимодействие методов и приемов воспитания и обучения;
- целенаправленно развивать восприятие окружающего мира дошкольника путем выполнения конкретных различных видов детской деятельности;
- применять формы взаимодействия педагогического коллектива с детьми и родителями;
- проектировать внутриорганизационное, внешне-организационное, отраслевое взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с различными партнерами;
- применять новые подходы к календарно-тематическому планированию в ДОО;
- применять методы психолого-педагогической диагностики в соответствии с направлениями развития компонентов личностного развития дошкольника;
- использовать экспертные карты для определения качества организации РППС в ДОО;
- определять качество образовательной программы ДОО с учетом тенденций развития дошкольного образования;
- выбирать педагогические технологии актуальные для детей с ОВЗ;
- обеспечивать результативность формирования гуманитарной информационной образовательной среды;
- расширять области применения информационно – коммуникационных технологий в ДОО;
- применять проектные технологии в образовательном процессе ДОО;
- разрабатывать и применять механизмы оценки качества образования в соответствии с ФГОС.
должен владеть:
- основами профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольной образовательной организации;
- механизмами поддержки образовательных инициатив со стороны родителей дошкольников;
- механизмами обеспечения содружества, конструктивного взаимодействия, проектирования взаимоотношений участников образовательного процесса;
- навыками фиксации и рефлексии развития компонентов личностного развития дошкольника;
- навыками выбора методов и форм организации работы с детьми;
- навыками выбора инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют цели развития личности;
- представлениями о многообразии и качестве электронных образовательных ресурсов для дошкольников и педагогов и возможности их включения в образовательный процесс ДОО;
- пониманием проектной деятельности в ДОО как инструмента практической реализации ФГОС;
- навыками оценки качества дошкольного образования.
В результате освоения Модуля 5. Педагогическое обеспечение вариативной образовательной среды: проекты в деятельности педагога ДОО, слушатель:
должен знать:
- общие характеристики ребенка на этапе перехода от дошкольного к начальному школьному образованию;
- оптимальные характеристики поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение прироста личностных характеристик в портрете выпускника ДОО;
- подходы к организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и соответствующие им модели инклюзивного образования;
- соотношение ФГОС ДО и профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н;
- принципы сопровождения игровой деятельности в ДОО;
- параметры психологически комфортной и эмоционально благополучной среды ДОО;
- основными показатели и уровни взаимодействия участников образовательных отношений.
должен уметь:
- представлять личностный и социальный портреты дошкольника;
- осуществлять поиск и апробацию инновационных моделей организации совместного обучения, новых форм и способов организации обучения для детей с ОВЗ;
- применять профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н;
- из множественных практик организации игровой деятельности выбрать практики, которые могут быть применимыми в условиях ДОО;
- учитывать индивидуальные и возрастные психологические особенности детей при создании РППС;
- использовать многообразные формы взаимодействия участников образовательных отношений для решения совместных задач.
должен владеть:
- требованиями к портрету современного выпускника ДОО в соответствии с ФГОС;
- навыками формирования компонентов инклюзивной образовательной среды как пространства социализации и обучения детей с особыми потребностями;
- методикой соотнесения трудовых функций с метапредметными компетентностями воспитателя ДОО;
- поэтапного изменения тактики педагогического сопровождение ребёнка в игровой деятельности в зависимости от степени освоения ребёнком опыта игровой деятельности;
- навыками создания развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольника;
- психологическими особенностями взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса: отсутствуют
Реализуемые образовательные программы с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой:
Модуль 1. "Законодательное, нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования" включает в себя следующие дисциплины: Особенности отношений в сфере образования: организация деятельности педагога ДОО в соответствии с Законом "Об образовании РФ". Приоритеты воспитания в ДОО в соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ. Нормативные, предметно-методические основы деятельности педагога ДОО в соответствии с профессиональным стандартом "Педагог". Документационные нормы организации деятельности педагога ДОО. Педагогическая экспертиза качества ООП ДОО, сайта ДОО, рабочей программы, РППС ДОО.
Модуль 2. Психология и педагогика детства как основы деятельности педагога ДОО"включает в себя следующие дисциплины: Дошкольная педагогика и детская психология. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Возрастная анатомия и физиология дошкольника. Специальная психология и коррекционная педагогика. Структура, содержание, преемственность современного дошкольного образования (ФГОС): образовательные области и ситуация развития ребенка. Инновации в педагогике дошкольного образования. Инновации в образовании: интерактивые и игровые технологии в дошкольном образовании. Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОО. Педагогическое просвещение и образование родителей. Креативная педагогика в дошкольном образовании: развитие творческих способностей ребенка и продуктивные виды деятельности. Педагогические основы инклюзивного дошкольного образования.
Модуль 3 "История, философия образования и науки как основа современного воспитания дошкольников" включает в себя следующие дисциплины: Дошкольное образование как основа трансформации образовательных институтов. Международные и российские тренды в дошкольном образовании. Понятие личности в контексте философии образования. Черты личностно-ориентированного образования. Новая философия дошкольного образования как основа новой позиции педагога ДОО. Интеграция образовательных областей в дошкольном образовании: развивающая предметно-пространственная и игровая среда. Формы культурных практик в образовательном процессе ДОО. Философские практики с ребенком. Различение индивидуального подхода и индивидуализации образования педагогом ДОО. История развития инклюзивного дошкольного образования: от социальной инклюзии к образовательной. Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования.
Модуль 4 "Методология и методика современного дошкольного образования" включает в себя следующие дисциплины: Перспективы развития дошкольного образования: задачи современного педагога ДОО. Научно-методическое сопровождение дошкольного образования. Планирование образовательной работы в ДОО: межпрофессиональное взаимодействие. Методология и методика формирования личности ребенка-дошкольника: диагностика и развитие. Педагог ДОО в пространстве требований к организации РППС дошкольников. Методика разработки образовательной программы ДОО с учетом тенденций развития дошкольного образования. Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО. Методические особенности использования электронных образовательных ресурсов для дошкольников в ДОО. Методика организации проектной деятельности в дошкольном образовании. Методика развивающей оценки качества дошкольного образования.
Модуль 5 "Педагогическое обеспечение вариативной образовательной среды: проекты в деятельности педагога ДОО" включает в себе следующие дисциплины: Проектирование педагогом ДОО мониторинга образовательных достижений дошкольника. Проектирование модели организации инклюзивного образовательного процесса в ДОО. Планирование педагогом ДОО соотношения реализации в деятельности ФГОС ДО и профессионального стандарта. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО. Проектирование педагогом ДОО развития предметно-пространственной образовательной среды с заданными характеристиками. Проектирование педагогом ДОО пространства договоренностей участников образовательных отношений.
Результатом освоения программы профессиональной переподготовки "Педагогика и методика дошкольного образования" является получение дополнительно установленных образовательной организацией профессиональных компетенций ДПК (в разрезе владений, знаний, умений), необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности (деятельность в сфере дошкольного образования), приобретение новой квалификации - воспитатель детей дошкольного возраста.