Лин-тренер. Базовый уровень: Тренинг
Анонс программы
Учебная программа "Лин-тренер" (Базовый уровень обучения внутренних тренеров) направлена на подготовку тренеров внутрифирменной системы обучения для эффективного внедрения системы Бережливого производства. Тема актуальна для развития предприятия, включает в себя необходимый объём учебных занятий, охватывающих основные вопросы теории и практики тренерской работы.Целевая аудитория
Руководители и специалисты, имеющие знания о Бережливом производстве и (или - текущий) опыт управления; эксперты Бережливого производства; специалисты по развитию производственных систем.Описание Программы
Первый день. Тема "Специфика обучения взрослых"
Модуль 1. Опыт как основа обучения (Мини-лекции - 1 час; практические упражнения - 1 час):
- Особенности взрослых людей. Внимание, память и другие психофизиологические особенности обучаемых. Восприятие информации. Развитие через выход в зону, дискомфорта. Демотивация в обучении.
- О предпосылках успешного обучения. Пирамида обучения. Характеристика внутрифирменного обучения.
- Циклическая четырехступенчатая модель процесса обучения Дэвида Колба. «Активисты», «Мыслители», «Теоретики» и «Прагматики» – типы обучающихся в соответствии с циклом Д. Колба. Особенности обучения взрослых и рекомендации по проведению тренингов.
Модуль 2. Межличностные коммуникации в обучении (Мини-лекция - 1 час; практические упражнения - 1 час):
- Барьеры в межличностных коммуникациях. Причины возникновения и способы их устранения. Преодоление психологических барьеров в коммуникации. Сенсорные каналы восприятия и переработки информации.
- Субъективные барьеры общения на базе темперамента, характера и типа личности (типология коммуникантов). Три эго-состояния личности по теории Эрика Берна.
- Влияние компетенций, имеющих в своей основе мотив, психофизиологические свойства и Я – концепцию, на результат деятельности.
Модуль 3. Ключевые этапы подготовки презентации и алгоритм её проведения (Практические упражнения - 3 часа, проверка навыков - 1час):
- Цель, структура, демонстрационные материалы, применение визуальных средств.
- Подготовка и проведение эффективной презентации «Развитие производственной системы с помощью технологий ЛИН – менеджмента».
Второй день. Тема "Тренерские компетенции и инструментарий"
Модуль 1. Модель тренерских компетенций (Мини-лекции - 1 час; практические упражнения - 1 час):
- Актуализация и оценка собственного потенциала в обучении сотрудников.
- Внутренний тренер как носитель корпоративной культуры компании.
- Личностные качества тренера. Желание работать с людьми и получать удовольствие от общения. Эмоциональное состояние тренера и его влияние на состояние группы. Качества, характеризующие коммуникабельную личность. Формула коммуникабельности.
- Ключевые навыки тренера. Коммуникативная компетентность (устанавливать контакт, давать и получать информацию, слушать, аргументировать, мотивировать, убеждать, разрешать конфликты, находить подход к разным людям, понимать их эмоциональное состояние и создавать оптимальный климат делового взаимодействия).
Модуль 2. Инструментарий построения деловых взаимоотношений (Мини-лекция - 1 час; практические упражнения - 1 час):
- Формирование первого впечатления. Использование средств невербального общения (проксемика, кинесика, паралингвистические составляющие). Оценка привлекательности эмоционального поведения.
- Приёмы установления делового контакта. Алгоритм активного слушания и его основные техники. Вопросы как приём воздействия на партнёра. Способы подачи и принятия обратной связи.
- Профессиональные задачи внутреннего тренера (разработка инструментария тренинга и его проведение, управление поведением участников и их взаимодействием). Планирование и управление деловой коммуникацией. Виды деловой коммуникации.
Модуль 3. Алгоритм подготовки и проведения деловой беседы (Практические упражнения - 3 часа, проверка навыков - 1час):
- Структура (фазы) деловой беседы, приёмы и методы их эффективного применения.
- Моделирование эффективного взаимодействия в деловой беседе по внедрению технологий ЛИН – менеджмента на предприятии.
Третий день. Тема "Интерактивные формы и инструментарий обучения"
Модуль 1. Особенности тренинга как формы обучения (Мини-лекции - 1 час; практические упражнения - 1 час):
- Методы обучения сотрудников: семинар, тренинг, тренинг на рабочем месте, репетиторство, деловые игры, вебинары, коучинг, дистанционное обучение, наставничество. Тренинг как процесс. Предварительная диагностика и оценка участников тренинга.
- Основные компоненты тренинга. Модульная структура тренингового занятия на основе опыта участника. Соотношение теоретических блоков и практической отработки умений на тренинге. Методы проведения тематических блоков тренинга: мини-лекция, фасилитация, модерация, решение задач, тематические упражнения, видеоанализ, показ сюжетов, групповая дискуссия, разминки. Формы проведения практических блоков: тематические кейсы, деловые и ролевые игры.
- Методическое обеспечение тренинга (программа, сценарий, рабочие тетради для участников и тренера, раздаточные материалы). Копилка тренера.
- Создание гармоничного дизайна тренинга. Технические и организационные стороны тренинга.
- Пошаговая инструкция создания тренинга.
Модуль 2. Управление групповой динамикой (Мини-лекция - 1 час; практические упражнения - 1 час):
- Этапы развития группы и поведение тренера на каждом этапе. Методы и приёмы управления групповой динамикой. Сопротивление: источники, технологии работы. «Трудные» участники тренинга и методы работы с ними. Динамика изменений личности в контексте эмоционального реагирования.
- Роль члена группы (команды) по Белбину. Лидер в группе. Особенности использования различных форм активности в процессе обучения.
- Обратная связь как основной инструмент работы с группой. Создание атмосферы доверия.
- Оценка эффективности работы группы. Модель Д. Киркпатрика. Посттренинговое сопровождение: что это такое и как правильно его организовать.
Модуль 3. Обучение действием. Практика группового тренинга (Практические упражнения - 3 часа, проверка навыков - 1час):
- Разработка программы тренинга по отработке навыка применения методики 5S.
- Отработка навыка проведения рабочего инструктажа.
- Отработка навыка проведения учебных модулей тренинга по разработанной программе.
Раздаточный материал: тетради участников, содержащие основной теоретический материал и ряд практических заданий. Дополнительные методические материалы в электронном виде.
Преимущества программы: практическая направленность, интерактивные формы обучения, интенсивный характер обучения и удобный формат позволяют в минимальные сроки освоить программу профессиональной подготовки внутреннего лин-тренера.
Программа ориентирована на создание своего тренерского стиля, отработку тренерских компетенций, а также на получение навыков эффективного взаимодействия с учебной группой. Программа составлена таким образом, что, помимо получения теоретических знаний, формируются практические навыки их применения. Участники получат исчерпывающее представление о профессии внутреннего тренера во всех формах её существования.
Цель программы: обучение тренерским компетенциям и инструментарию.
Конкретные задачи программы:
- Ознакомить со спецификой обучения взрослых.
- Отработать навыки эффективного взаимодействия с аудиторией при проведении обучающих мероприятий.
- Развить навыки по установлению контакта, публичных выступлений, разработки учебных программ, проведения рабочих инструктажей, деловых бесед, презентаций и тренингов.
- Сформировать представление о групповой динамике и способах управления ею.
Ожидаемые результаты:
- Создание корпоративной базы знаний.
- Формирование тренерских компетенций, повышение профессиональной уверенности.
- Освоение практических инструментов организации и проведения активного обучения на предприятии.
- Изменение профессиональных установок, мировоззрения и мышления руководителей и работников за счёт обучения, совершенствования рабочих процессов, улучшения взаимоотношений и взаимодействия.
- Передача готового сценария тренинга, алгоритмов, шаблонов, упражнений.
В результате обучения участники тренинга смогут:
- Проводить эффективные презентации, деловые беседы и рабочие инструктажи.
- Устанавливать доверительные взаимоотношения с учебной группой, управлять вниманием аудитории, вовлечённостью и эмоциональным состоянием обучаемых, планировать развитие групповых процессов на тренинге, а также предотвращать появление «сложных» ситуаций.
- Применять передовые технологии, методы, приёмы, способы, алгоритмы в обучении персонала Бережливому производству.
- Разрабатывать программы тренингов, отдельных упражнений и групповых форм работы, проводить обратную связь и посттренинговые мероприятия.
- Эффективно проводить тренинги по внедрению технологий ЛИН–менеджмента,
- Мотивировать и вовлекать персонал в проекты повышения эффективности через обучение действием,
- Самостоятельно проводить оценку уровня знаний, умений, навыков обучаемых, выявлять их сильные стороны и затруднения. Эффективно влиять на поведение, используя конструктивную обратную связь,
- Оценивать результаты обучения.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Текущий контроль. В ходе обучения организуются дискуссии по изучаемым темам и проводятся опросы в целях оценки усвоения отдельных составляющих тематического, плана.
- Итоговый контроль.Для контроля за усвоением учебной программы предусмотрена оценка знаний, умений и навыков в форме тестирования.
Программа расчитана на 3 дня (24 учебных часа), по 3 модуля ежедневно. Количество участников - до 16 человек.
Программа реализуется в формате тренинга с применением современных активных форм обучения (анализ производственных ситуаций, работа в мини-группах, в парах, дискуссии, тренировочные упражнения, обсуждения, интерактивное взаимодействие участников между собой и с тренером, обучение действием).