Экология и устойчивое развитие: Повышение квалификации

Образовательная программа ориентирована на получение учителями дополнительных знаний по содержанию и методике преподавания курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-11 классов общеобразовательных школ, а также с международными достижениями в реализации образования для устойчивого...
Образование, коучинг, навыки тренера
Музей землеведения МГУ логоМузей землеведения МГУ
Открытый набор
72 часа
Москва
Музей землеведения МГУ
Зарегистрироваться

Анонс программы

Образовательная программа ориентирована на получение учителями дополнительных знаний по содержанию и методике преподавания курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-11 классов общеобразовательных школ, а также с международными достижениями в реализации образования для устойчивого развития (ОУР). В программе рассматриваются вопросы возникновения и решения социально-экологических проблем, способов предотвращения экологического кризиса и достижения устойчивого развития человечества. Большое внимание уделяется интерактивным методом обучения.

Целевая аудитория

Преподаватели курса "Экология Москвы и устойчивое развитие" в средней школе.

Преподаватель

А.В.Смуров, Н.Н.Марфенин, Л.В.Попова, М.М.Пикуленко

Описание Программы

Вводный раздел

Решает задачи ознакомления педагогов – слушателей курсов повышения квалификации с календарно-тематическим планом занятий и необходимыми материалами для обеспечения их деятельности. Слушатели узнают, как и посредством чего будут строиться занятия, каков объем времени запланирован на изучение того или иного материала, как будет проводиться диагностика освоения слушателями предложенной тематики и другие организационно-информационные вопросы.

1. Психолого-педагогический цикл

Основные дидактические системы. Педагогическая деятельность: формы и методы. Мотивация педагогической деятельности. Основные функции педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности. Вклад психологической теории деятельности в педагогику развивающего образования. Основные положения системно-деятельностного подхода в психологической теории учения. Психолого-педагогические условиями формирования информационно-образовательной среды.

2. Методологический цикл

Образование как многоаспектный феномен. Основные направления обучения в современном образовании. Личностно-ориентированный, компетентностный, системно-деятельностные подходы как основа организации образовательного процесса. Экологическое образование и устойчивое развитие.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) второго поколения: требования к результатам обучения - личностные, предметные, метапредметные.

3. Экологический цикл

Тема 1. Концепция устойчивого развития

Взаимная связь социальных, экономических и экологических проблем современного общества. Содержание «Повестки дня на 21 век», принятой в Рио-де-Жанейро (1992). Формирование понятия и концепции «устойчивого развития». Центральное место самих людей в устойчивом развитии. Конфликты, порожденные социальным неравенством и незащищенностью основных прав граждан. Действия ООН по преодолению бедности и экономической отсталости слаборазвитых стран. Опасность межнациональных и межконфессионных конфликтов.
Постепенное расширение и признание прав личности. Роль демократических принципов устройства общества в достижении устойчивого развития человечества. «Повестка дня на 21 век» об основных задачах преодоления различных форм исторически установившегося социального неравенства: национальностей, полов, возрастных групп и пр.
Всемирный саммит в Йоханнесбурге по устойчивому развитию (2002). Основные решения. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. Индексы и индикаторы устойчивого развития. Экологическая политика. Эволюция представлений о сущности устойчивого развития.

Тема 2. Экологическое образование и его основные составляющие

Формирование массового экологического мировоззрения. Значение образования, воспитания и пропаганды в деле охраны природы и становления рационального природопользования. Тбилисская декларация по экологическому образованию. Особенности дошкольного, школьного, вузовского и поствузовского образования по экологии и природопользованию.
Образовательные стандарты в области экологии и охраны окружающей среды. Концепция и стратегия экологического образования в России. Концепция непрерывного образования. Переподготовка кадров по охране окружающей среды. Система повышения квалификации. Роль профессиональных экологов в предотвращении экологического кризиса.
Роль общественности в обеспечении здоровой среды обитания. Проведение публичных мероприятий. Референдумы об охране окружающей природной среды. Право граждан на достоверную экологическую информацию и на объединения для охраны окружающей природной среды. Экологические права общественных объединений. Экологические обязанности граждан и общественных объединений.

Тема 3. Основные показатели устойчивого развития и образование в интересах устойчивого развития

Индексы и индикаторы устойчивого развития: экологические, экономические, социальные и институциональные. Предназначение индикаторов устойчивого развития. Индекс развития человеческого потенциала. Индекс экологической устойчивости. Изменение структуры потребностей общества, критериев жизни и уровня развития. Роль культурных и религиозных традиций в проблеме устойчивого развития. Формирование нового мышления, новой культуры и этики.
Реализация Стратегии образования в интересах устойчивого развития. Десятилетие ООН образования в интересах устойчивого развития. Перспективы совершенствования образования, воспитания и просвещения.

Тема 4. Основные законы жизни

Значение сохранения биологического разнообразия на Земле. Разнообразие видов животных, растений, грибов, микроорганизмов. Распределение их соответственно разнообразию биотопов. Ареал вида. Оптимальные условия существования и стабильного самовоспроизведения. Лимитирующие факторы. Эври- и стенобионты. Зачем необходимо избыточное количество видов? Какую долю поверхности Земли необходимо оставить в естественном состоянии?
Особоохраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки и их значение в сохранении биологического разнообразия, генофонда живых организмов и экосистем.
Представление об экосистемах. Трофические и энергетические уровни экосистем: автотрофы, консументы, редуценты. Трофические цепь и сеть. Экологическая пирамида. Функциональное дублирование на каждом уровне организации экосистемы. Естественное развитие экосистем: первичная и вторичная сукцессия. Устойчивое самовоспроизведение экосистемы. Средомодифицирующая роль экосистем. Проблема восстановления нарушенных экосистем.
Различные пути антропогенного воздействия на природу: изменение биотопов, прямое истребление, химическое загрязнение, радиоактивное воздействие, шумовое воздействие, изменение климата, расчленение экосистем или популяций, рекреационное воздействие.

Тема 5. Биосфера: роль живого в преобразовании оболочек планеты.

Биосфера (Э.Зюсс, 1875) - область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.
Жизнь и среду обитания нельзя рассматривать раздельно, они органически связаны и взаимодействуют друг с другом: живое постоянно потребляет неживое вещество, преобразуя его. Постепенное изменение состава атмосферы воды и почвы.
Интегрирующая роль круговорота и перемещения веществ в биосфере. Гомеостатические свойства биосферы.
Представления В.И.Вернадского (1863-1945) о планетарном масштабе деятельности человечества, сопоставимым по силе с геологическими процессами. Коэволюция биосферы и человечества.
Формирование современных представлений о сбалансированном развитии человечества. Представления В.И.Вернадского о ноосфере. Концепция рационального природопользования на основе сохранения естественного круговорота веществ, биоразнообразия и природных саморегуляций стабильности биосферы, как основа устойчивого развития человечества.

Тема 6. Проблемы и противоречия роста численности населения Земли и обеспечения его продовольствием

Рост народонаселения Мира и отдельных регионов. Проблема перенаселенности. Демографические кризисы в истории человечества.
Первые опасения относительно возможной катастрофы в случае перенаселенности мира. Томас Роберт Мальтус (1766-1834). Соотношение рождаемости и смертности. Причины снижения смертности. Причины снижения рождаемости и консервативности этого процесса. «Демографический взрыв» как следствие разности темпов снижения смертности и рождаемости. Прогнозы дальнейшего роста численности народонаселения Мира.
Предполагаемые последствия перенаселенности: исчерпание ресурсов, недостаток продовольствия, социальные волнения, климатические изменения в связи с потеплением климата при возрастающем энергопотреблении, загрязнение среды обитания. Стабилизация численности людей на Земле, наметившаяся с конца 1970-х гг. Страны и континенты, завершившие демографический переход. Причины стабилизации численности человечества. Значение стабилизации численности для обеспечения устойчивого развития человечества.
Продовольственная проблема в историческом ракурсе. Количество доступной пищи и численность населения. Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о недоедании и голоде в современном мире по регионам.
Современное состояние продовольственной проблемы на Земле и в отдельных регионах. Доля поверхности суши пригодной для ведения сельского хозяйства. Продуктивность сельскохозяйственных угодий. Роль новых технологий, мощности и разнообразия машинотракторного парка, минеральных удобрений, химических средств борьбы с вредителями с/х растений, наличия водных ресурсов и подбора сортов в повышении урожая. Культура агротехнологии. Негативные последствия искусственного повышения плодородия земли: эрозия почвы, понижение уровня грунтовых вод, токсический эффект от применения минеральных удобрений и пестицидов, рост себестоимости сельхозпродукции.
Экологически чистое земледелие. Пути решения продовольственной проблемы в разных регионах Мира. Предел численности народонаселения Земли по продовольственному критерию. Продовольственные ресурсы Мирового океана. Решение продовольственной проблемы как необходимое условие устойчивого развития человечества.

Тема 7. Природные ресурсы и их использование

Возобновимые и невозобновимые ресурсы. Ресурсы и резервы. Пресная вода как возобновимый ресурс. Водопотребление. Неравномерное распределение на Земле водных ресурсов. Дефицит пресной воды как одна из главных проблем человечества в первой половине XXI века. Лесные ресурсы. Значение лесных экосистем в сохранении благоприятного климата на Земле. Рациональное ведение лесного хозяйства.
Проблема сокращения минеральных ресурсов. Резервы и ресурсы основных видов минерального сырья. Запасы и распределение полезных ископаемых. Возможные экологические последствия добычи минеральных ресурсов на дне Мирового океана. Вторичное использование сырья. Экономические проблемы ресурсосбережения. Современные достижения в области оптимизации потребления минеральных ресурсов.

Тема 8. Экологические проблемы потребления энергоресурсов

Энергетические ресурсы. Запасы и распределение горючих ископаемых. Энергетический кризис 1970-х гг.: причины и последствия.
Атомная энергия. Проблема радиационной опасности при авариях на АЭС. Причины и последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС. Захоронение радиоактивных отходов.
Гидроэнергия. Негативные и позитивные стороны получения электроэнергии на ГЭС.
Альтернативные источники электроэнергии: использование энергии солнца, ветра, приливов, волн, перепадов температур, получения биогаза. Позитивные и негативные стороны каждого способа получения электроэнергии. Различные способы экономии энергии. Концепция научно-технического и социального прогресса человечества при стабильном энергопотреблении.

Тема 9. Глобальные и локальные экологические проблемы

История изменения климата на Земле. Природные и антропогенные составляющие современного изменения климата. Теория «парникового эффекта». Предполагаемые неблагоприятные экологические и экономические последствия потепления климата, вследствие антропогенного воздействия. Проблема истощения озонового слоя в атмосфере Земли и современные гипотезы относительно причин этого явления.
Понятие «загрязнения среды обитания». Различные формы загрязнения окружающей среды: загрязнение воздуха, воды, почвы; радиационное, шумовое загрязнение; загрязнение твердыми отходами, высокотоксичными отходами. Воздействие загрязнения на экосистемы и здоровье людей. Глобальные и локальные проблемы загрязнения окружающей среды.
Виды загрязнения окружающей среды, представляющие опасность для устойчивого развития человечества: кислотные дожди, истощение озонового слоя атмосферы Земли, парниковый эффект, загрязнение Мирового океана, загрязнение почв, глобальное радиоактивное загрязнение в результате возможного применения ядерного оружия или аварий на атомных электростанциях. Опасность различных форм загрязнения окружающей среды для здоровья населения.

Тема 10. Экополитика и ее составляющие: административные, правовые и экономические методы решения экологических проблем

Экологическая политика - комплекс организационных, правовых и экономических мер, направленных на регулирование природопользования для достижения устойчивого развития и обеспечение экологической безопасности.
Основные инструменты экологической политики. Закон РФ «Об охране окружающей среды». Объекты охраны окружающей среды. Природные объекты и природные ресурсы. Особо охраняемые объекты. Основные законы РФ, Кодексы и нормативные акты, способствующие достижению «устойчивого развития».
Информационные инструменты экологической политики. Экологический учет, статистика, кадастры, реестры. Экологическое нормирование, экологическая паспортизация. Нормативы качества окружающей среды.
Экологический мониторинг. Процедура оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Система экологического контроля. Экологическая экспертиза. Международная система ISSO-1400. Государственные органы контроля и охраны окружающей среды: система региональных комитетов по охране природы; санитарно-эпидемиологические станции и др.
Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды. Планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей природной среды. Лицензирование природопользования. Платность природопользования. Лимиты на природопользование. Предупредительные методы финансово-экономического механизма: экологические инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, льготы. Принудительные меры: штрафы, платежи, налоги. Возможности налоговой политики в совершенствовании природопользования. Экологическое страхование.

Тема 11. Охрана природы и система особо охраняемых природных территорий (ООПТ)

Сохранение и восстановления биологического разнообразия. Акклиматизационные и биотехнические мероприятия. Комплексное осуществление противоэрозионных мероприятий. Охрана малых водосборных бассейнов. Мелиорация. Рекультивация.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ): заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы и их значение в сохранении биологического разнообразия, генофонда живых организмов и экосистем. История заповедного дела в России и в мире.

Тема 12. Региональные экологические проблемы и их решение на примере города Москвы

Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды. Ландшафты, рельеф и геологическое строение Москвы. Гидрологическая сеть города. Водные ресурсы Москвы. Климат и погода в городе. Энергетика и транспорт Москвы.
Экологический каркас города. Озеленение и рекреационные ресурсы Москвы. Система ООПТ города Москвы. Деятельность Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Экологическая безопасность и здоровье человека.

Итоговый раздел. Оценка качества освоения программы производится на основании очной итоговой аттестации и предполагает подведение итогов курсовой подготовки – защиту выпускной квалификационной работы педагога (конспект урока, сценарий экологического праздника или отчет о выполнении исследовательской работы с учащимися).

По результатам успешной итоговой аттестации педагогу выдается свидетельство государственного образца о прохождении курсовой подготовки в объеме 72 часов, в течение которых педагог обучался.

Открытый набор
72 часа
Москва
Музей землеведения МГУ
Зарегистрироваться
Как добраться?
Москва, Музей землеведения МГУ