Прикладные методы социального анализа рынков
Анонс программы
Основная цель программы - подготовка аналитиков современных рынков, способных сочетать базовые теоретические знания в области экономической теории и экономической социологии, полученных в бакалавриате, с современными методами сбора и анализа данных и практическими навыками маркетингового "ремесла". Предлагаемая магистерская программа сочетает теоретическую, методологическую и прикладную подготовку, предоставляя студентами перспективы для академического развития, и, в большей степени, открывая широкие возможности трудоустройства на рынке прикладных исследований. Данная программа организуется на факультете социологии как межкафедральная программа, в которой участвуют все кафедры факультета. При этом основная нагрузка примерно равными долями ложится на две кафедры - экономической социологии и методов сбора и анализа социологической информации.Преподаватель
Ибрагимова Диляра Ханифовна - академический руководитель.Описание Программы
- Первый блок связан с экономико-социологической теорией рынков, рассмотрением их основных субъектов и анализом их отдельных, наиболее важных рынков. Здесь предлагается вводный теоретический курс «Социология рынков». За ним следуют курсы, посвященные поведению потребителей и предпринимательскому поведению. В "отраслевой" части речь идет о рынках труда, потребительских рынках, малом предпринимательстве.
- Второй блок дисциплин помогает студентам поднять уровень знаний и навыков в области методологии анализа. Здесь происходит углубленное изучение методов сбора количественных и качественных данных, а также методов социологического измерения и анализа этих данных.
- Третий блок включает экономические дисциплины, разработанные для социологов - "Экономический анализ современных рынков", "Экономическая теория труда и трудовых отношений", "Финансовые рынки". Они призваны расширить сферу экономических знаний.
- Четвертый блок предоставляет возможность освоить элементы "ремесла", связанные с конкретными практиками работы в области анализа потребительского поведения, маркетинга, рекламы, брендинга.
Специфика данной программы и ее отличие от традиционных маркетинговых программ связана с подготовкой студентов в области углубленного изучения социальных аспектов функционирования рынков. Подобный социальный анализ рынков, помимо изучения базовых характеристик спроса и предложения, связанных с анализом цен, объемов и структуры реализуемой продукции, предполагает углубленное рассмотрение следующих аспектов функционирования рынков:
- мотивов и моделей поведения основных участников рынка;
- внутри- и межорганизационных рыночных структур, включая деловые сети и стратегические альянсы;
- формальных и неформальных институтов, регулирующих поведение участников рынка;
- социокультурных параметров, формирующих представления о рынках и их участниках;
- властных отношений участников рынка и органов государственного управления.
Содержательная структура программы
Социальный анализ рынков является слишком широкой аналитической областью. И в заявленной программе не ставится непосильная задача охватить все подходы и все виды существующих рынков. Программа фокусируется на экономико-социологических подходах и определенных группах рынков, которые максимально приближены к конечному потребителю. Речь идет о подходах к анализу рыночных сегментов, связанных прежде всего не с производством промежуточных продуктов, а с конечным потреблением продуктов и услуг, а также с функционированием рынков труда (включая внешние рынки труда и внешние рынки труда крупных корпораций). Именно в этих сегментах, ориентированных непосредственно на человека как работника и потребителя, существует высокий спрос на специалистов с социологическим образованием. И именно здесь специалист с экономико-социологической подготовкой оказывается наиболее эффективным.
Выпускники:
- Основная часть выпускников факультета социологии устраивается на работу в коммерческие фирмы на позиции, связанные с маркетинговыми исследованиями, рекламой, PR, управлением человеческими ресурсами.
- Часть лучших выпускников поступают в аспирантуру, выбирают научную и преподавательскую работу в НИУ-ВШЭ.
- Выпускник будет иметь развитые аналитические компетенции и применять их к анализу потребительских и финансовых рынков, рынков труда и социальной сферы.
- Выпускник будет владеть современными количественными и качественными методами социологического и маркетингового анализа.
- Выпускник будет владеть навыками проектной деятельности, включая организацию и реализацию коллективных проектов с разными типами участников.
Количество мест в 2015 году: 24 бюджетных мест 5 платных мест
Вступительные испытания в 2015 году:
- Социология (письменно).
- Иностранный язык (английский, немецкий, французский) / квалификационный экзамен - тестирование + аудирование .