Основы современной психосоматики: Программа обучения

Цель — реализация программ дополнительного образования для удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Психология
Институт психологии и психоанализа логоИнститут психологии и психоанализа
Открытый набор
528 часов
Москва
Институт психологии и психоанализа
Зарегистрироваться

Анонс программы

Цель — реализация программ дополнительного образования для удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Целевая аудитория

лица с высшим, средне-специальным образованием.

Описание Программы

Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 часа в день.

Программа:

1. Введение в психоанализ:
-стадии психогенеза
-структура психического аппарата
-теория влечений
-теория страха
-механизмы защиты.

2. Метапсихология психосоматических расстройств.

-Схема психического аппарата в первой топике. Первичный процесс, принцип удовольствия; вторичный процесс, принцип реальности.
-Схема психического аппарата во второй топике.
Психические инстанции-Оно, Я, сверх-Я , связь между инстанциями.

3. Понятие психосоматической организации личности.

Понятие структуры, уровня психической организации личности
Особенности ранних отношений при психосоматических нарушениях, развитие психических инстанций. Понятие «Количественных» и «качественных» нарушений в диаде мать-дитя.

4. Классический психоанализ и психосоматика.
Особенности психодинамики психосоматических расстройств. Взгляд З.Фрейда на проблему психосоматозов. Сравнение с истерической конверсмией, точки соприкосновения и различия.
Вклад Ф.Александера в развитие дисциплины.

5. Ранние психосоматические нарушения (Р.Шпиц, М.Фэйн).
Психотоксические нарушения по Р.Шпицу, первичный пассивный или активный отказ, первичная избыточная и тревожная забота; враждебность, маскированная тревогой; компенсаторная враждебность. М.Фэйн –специфические расстройства раннего детства.

6. Специфика психосоматической организации у ребенка.
Три семейства расстройств в детском возрасте. Соматический способ выражения у ребенка, его значение в детско-родительских отношениях. Использование тела ребенком, способы и значения. Соматизация как предшественник репрезентации и символизаций. Поздний выбор тела как средства выражения., выбор с точки зрения психической экономики.

7. Нарциссизм и бессознательный образ тела.
Определение нарциссизма).. Понятие первичного нарциссизма, отношение к понятию разных психоаналитических школ. Вторичный нарциссизм-) Индикатор нарциссизма: тело и образ тела.

8. Психосоматические модели психики по Д.Винникоту.
Теория раннего развития Д.Винникота. Три стадии раннего развития
Понятие переходного обьекта и переходного пространства. Понятие лохной и истинной самости. Мать как атмосфера- цели и функции. Телесность и функциональность.

9. Психосоматические инвестигации.
Современная классификация психосоматических расстройств (DSM-1Y, МКБ 10, вегетология, общесоматическая медицина). Феномен алекситимии: описание, психологические, психофизиологические модели генеза, методы диагностики. Феномен соматизации: роль эмоционального опыта (депрессии, тревоги), когнитивные и личностные детерминанты. Принципы психологической помощи при соматоформных расстройствах.

10. Частные психосоматические проявления (аллергии, пищевые расстройства, кардиологические нарушения и др.)
Гормональные и вегетативные дисфункции. Особенности проявления у женщин,
.Патологии желудочно-кишечного тракта. «Органный невроз» Ф.Александер.
Нарушения дыхательной системы, связь с инкорпорацией, интроекцией и проекцией ( О.Феннихель) . Сердечно-сосудистая система, нарушения в развитии, модели поведения, описание личности. (У. Ослер, А. Фридман) . Аллергические нарушения, связь с нарушениями ранних обьектных отношений .» (Р. Шпиц) Импотенция, обусловленная психогенными факторами Кожные заболевания.. Заболевания зрения и слуха.

11. Основы психоаналитической техники ведения психосоматических нарушений.
Особенности терапии, сеттинга, кадра. Сложности переноса. Специфический терапевтический альянс. Виды сопротивления. Возможности интерпретаций.
Длительность куррации и ее привратности.

12. Проективные психологические методики диагностики психосоматических нарушений.
- Стимульный материал: (ассоциативный тест К.Г. Юнга). Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").
-Методики интерпретации . (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); (Тест Сонди).
-Методики структурирования . Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).
-Методики изучения продуктов творчества . ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", ", "Несуществующее животное")

13. Основы техники куррации психосоматических нарушений в детском и подростковом возрасте.
Психоаналитический и культурно-исторический подходы к психосоматическому развитию ребенка. Основные линии психосоматического развития на разных возрастных этапах, виды психосоматических расстройств у детей. Особенности родительского отношения к детям в условиях хронического заболевания, патогенные типы детско-родительских отношений: симбиоз и авторитарно-отвергающее отношение. Профилактика детских психосоматических расстройств.

14. Психозы и соматозы.
Нозологическое положение. Психотическая линия, уровни фиксаций. Невротическая линия, эдипово ядро, границы структурирования. Пограничная линия. Психические травматизации-первый дезорганизатор психики. Ранний псевдолатентный период..Основные защиты. Судьба влечений при психосоматических нарушениях.

15. Современные непсихоаналитические методы коррекции психосоматических расстройств.
Телесно-ориентированная психотерапия, системно-феноменологический подход Б.Хеллингеру (семейные, организационные, симптомные и структурные расстановки),гештальт-терапия, трансперсональная психология, холотропное дыхание.

16. Итоговая дипломная работа.

Открытый набор
528 часов
Москва
Институт психологии и психоанализа
Зарегистрироваться
Как добраться?
Москва, Институт психологии и психоанализа