Основы микроэкономики

Самое сложное экономическое событие сводится, в конечном счёте, к действиям отдельных людей и фирм. Микроэкономика показывает, как можно эти действия анализировать - как люди выбирают, что потреблять, а фирмы - что производить.
Управление, менеджмент, бизнес-образованиеУправление, менеджмент, бизнес-образование / Общее управление
Coursera логоCoursera
Открытый набор
50 часов
Онлайн
Бесплатно

Анонс программы

Самое сложное экономическое событие сводится, в конечном счёте, к действиям отдельных людей и фирм. Микроэкономика показывает, как можно эти действия анализировать - как люди выбирают, что потреблять, а фирмы - что производить.

Преподаватель

Константин Сонин - Высшая школа экономики.

Описание Программы

1. Что такое микроэкономика

  • Введение, предварительные замечания. Цели и задачи курса, смысл изучения экономики вообще и микроэкономики в частности. Основные предпосылки классической микроэкономической теории. Понятие рынка, конкурентного рынка.

2. Cпрос и предложение

  • Кривые спроса и предложения. Понятие эластичности, эластичность спроса и предложения в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Примеры последствий правительственного вмешательства: минимальная зарплата, контроль над ценами.

3. Поведение потребителя

  • Предпочтения потребителя, бюджетные ограничения, влияние изменения доходов и цен. Кривые безразличия, предельная норма замещения, эффект дохода и эффект замещения. Рыночный спрос и потребительский излишек

4. Экономика фирмы

  • Производственные технологии, производственная функция. Краткосрочный и долгосрочный периоды. Производство с одним переменным фактором, средний и предельный продукты. Закон убывающей производительности. Производство с двумя переменными факторами. Замещение факторов производства. Кривая предложения. Излишек производителя.

5. Анализ конкурентного рынка

  • Оценка выигрыша и потерь от государственного регулирования. Эффективность конкурентного рынка. Пример: последствия торговых барьеров для благосостояния.

6. Рыночная власть

  • Рыночная власть: монополия и монопсония. Источники монопольной власти, издержки монопольного ценообразования.

7. Стратегическая конкуренция

  • Олигополистический рынок. Понятие о стратегическом взаимодействии. Равновесие по Нэшу.

8. Общественные блага

  • Экстерналии. Проблема недофинансирования общественных благ и другие примеры «провалов рынка». Теорема Коуза

9. Риск и финансовые рынки

  • Выбор в условиях неопределенности. Описание риска в терминах теории вероятности. Математическое ожидание и дисперсия. Отношение потребителя к риску, спрос на рисковые активы, оптимальный баланс риска и дохода.

10. Аукционы

  • Стратегическое взаимодействие в условиях неопределенности. Виды аукционов. Приложения

В базовом курсе микроэкономики рассказывается об основных инструментах экономического анализа, которые позволяют изучать наиболее важные закономерности в поведении людей и фирм. У людей есть предпочтения относительно товаров и бюджетные ограничения, у фирм – производственные возможности и спрос на их продукцию со стороны людей. В результате взаимодействия людей и фирм складываются рынки, на которых определяется цена – важнейший канал передачи информации.

Чтобы информации было больше, существуют рынки, на которых продаются и покупаются товары и услуги. Потребитель никогда не купит нужный ему товар, если не узнает, где и как его можно купить. Производитель не станет его изготавливать, если не будет уверен, что найдется покупатель, который его приобретет. Каждый человек и каждая фирма обладает какими-то сведениями – прежде всего о себе самом, о своих вкусах, интересах, потребностях и возможностях. Однако информации у всех становится во много раз больше, когда субъекты начинают взаимодействовать – производят и потребляют, продают, покупают и меняются. Поведение людей и фирм на рынках – основной предмет изучения в курсе микроэкономики.

Рекомендуемая подготовка:

  • Это базовый курс, и для его освоения не требуется специального образования, он ориентирован на широкий круг слушателей.

Рекомендованная литература:

  • Н. Грегори Мэнкью «Принципы микроэкономики», 4-е изд., Питер, 2010 г.

Формат: В ходе курса студенту предстоит еженедельно просмотреть видео лекций преподавателя общей длительностью 60-80 минут в неделю, а также выполнить тесты по основным разделам курса.

Записаться на курс
Основы микроэкономики
Бесплатно
Заполните контактные данные
Оставьте заявку, чтобы забронировать себе место.
Наш менеджер свяжется с вами и ответит на любые ваши вопросы.
Открытый набор
50 часов
Онлайн
Бесплатно