Оптимизация численности и затрат на персонал
Персонал — основной и один из самых дорогих ресурсов компании, затраты на персонал играют важнейшую роль в структуре издержек современных предприятий. Снижение затрат на персонал и оптимизация численности являются важными составляющими эффективного менеджмента, это непростой и болезненный способ сокращения издержек предприятия, который при грамотном подходе эффективно работает и дает ожидаемые результаты.
Цели курса:
- получить комплексное представление о возможных направлениях сокращения затрат на персонал на предприятии
- практические навыки по применению различных подходов и инструментов оптимизации затрат на персонал
Методы проведения:
Теория, работа в малых группах, кейсы, в том числе разбор ситуаций участников, решение практических задач, проектирование, технологии, рекомендации
Программа:
Современные подходы к оптимизации затрат на персонал
- Оптимизация затрат — это не всегда сокращение
- Оптимизация затрат — комплексная система мер в компании
- Оптимизация и соответствие стратегии компании
Оптимизация численности и структуры персонала
- Оптимизация численности на стадии роста компании:
- Привязка состава и численности персонала к целям деятельности компании
- Планирование текущей штатной численности и прогнозирование будущей штатной структуры
- Подбор персонала с перспективой развития, замещения, перевода, сокращения
- Распределение работ внутри подразделений. Использование функциональной матрицы для анализа распределения функций между сотрудниками
- Нормирование трудозатрат. Методы нормирования: наблюдение, фотография рабочего дня, хронометраж, поэлементное нормирование труда
- Подходы к оптимизации численности, если в запасе есть 3-6 месяцев
- Способы повышения качества управления и эффективность самих сотрудников. Определение стратегических приоритетов, фокусировка на выгодных и перспективных направлениях, определение численности и состава персонала в зависимости от стратегических перспектив
- Организационные изменения и реорганизация организационной структуры. Централизация и укрупнение подразделений. Использование возможностей аутсорсинга для сокращения численности. Возможности и риски аутсорсинга
- Анализ и оптимизация бизнес-процессов, выявление производственных потерь рабочего времени
- Использование компетенции руководителей и сотрудников для проведения оптимизации. Перевод и переобучение сотрудников
- Использование гибких рабочих графиков, удаленной системы занятости
Практика:
Анализ бизнес-процессов на примере компаний участников
Заполнение функциональной матрицы
- Оптимизация численности в кризис:
- Быстрые «традиционные» способы оптимизации численности персонала в кризис (сокращенный рабочий день / рабочая неделя, сокращение по принципу «разнарядки»). Возможности и риски этих способов
- Выбор критериев для определения пула претендентов на сокращение. Оценка результативности работы, квалификации и потенциала сотрудников
- Этапы проведения оценки, позволяющие оптимизировать время и деньги на осуществление этой программ
Практика:
Использование методов тестирования, ассессмент-лайт, 360 градусов для оценки сотрудников с целью сокращения
Организация процесса сокращения. Проведение беседы с увольняемыми сотрудниками
- Мягкие и жесткие методы сокращения. Естественное выбытие персонала
- Outplacement — стимулирование увольнений по собственному желанию за счет привлекательной системы компенсаций и помощи в дальнейшем трудоустройстве
- Структура встречи-переговоров об увольнении. Возможные реакции собеседника на информацию об увольнении (враждебность, слезы, оцепенение, подавленность, обида) и способы нейтрализации этих реакций. Способы минимизации собственного стресса при переговорах об увольнении
- Специфика проведения процедуры сокращения численности: сроки проведения процедуры по ТК РФ, уведомление работников, критерий массового высвобождения, преимущественное право в оставлении на работе, гарантии и компенсации работникам
Оптимизация системы оплаты труда и материального стимулирования
- Оценка номенклатуры выплат, объемов по видам выплат и структуры дохода работников, мотивирующего эффекта каждой выплаты
- Выбор подхода в области компенсаций и льгот на период кризиса. Использование комплексной оценки должностей для формирования дифференцированной системы постоянной части оплаты для стратегически значимых и малозначимых позиций. Привязка системы премирования к KPI (ключевым показателям эффективности). Использование долгосрочных премиальных программ
Практика:
Настройка параметров премирования в зависимости от категории сотрудников
Оптимизация других статей затрат на персонал
- Подходы к оптимизации затрат на обучение. Сегментация направлений обучения по категориям персонала; обучение обязательное и «развивающее». Развитие системы внутреннего наставничества. Переход от внешнего обучения на внутрифирменное Аутсорсинг функции обучения. Плюсы, минусы, сроки и необходимые ресурсы для внедрения дистанционного обучения
- Практика:
Дискуссия «Пути сохранения корпоративной культуры и климата при сокращении затрат на корпоративные мероприятия» - Сокращение затрат на социальные выплаты. Анализ востребованных льгот. Выстраивание системы льгот по принципу кафетерия. Монетизация льгот. Долевое участие в финансировании льгот сотрудника и компании
Практика:
Распределение льгот по категориям персонала
Внутренние коммуникации в условиях кризиса
- Информированность сотрудников в период кризиса и сокращений
- Инструменты внутренних коммуникаций для управления информированностью и сохранения лояльности