Дата публикации:
26
0

Как создать сайт по поиску репетиторов

Автор: biscarra, г. Воронеж

1. Анализ рынка

Это первое, что вам придётся сделать. Пик необходимости подобных ресурсов пришёлся на 2012-2015 годы, в ходе которых было создано 70% всех ныне существующих сайтов по поиску репетиторов. До этих лет их существовало тоже немало, но почти все умерли или состарились. Те, кто выжил, превратились в моно-гигантов, а остальных никто сейчас не вспомнит. Однако, это не значит, что я вас буду отговаривать. Это значит, что выходить на рынок нужно с чем-то новым. Если вы предложите конечному пользователю то же самое, что предлагают прочие компании, едва ли вы продержитесь на этом поприще больше пары месяцев. Всего на российском рынке в настоящее время я насчитал 60 действующих компаний, занимающихся подбором репетиторов. Конечно, не беря в учёт доски объявлений, частные школы и группы в соц. сетях. С их учётом количество перевалит за 200.

2. Концепция

Когда вы определились с тем, что вам это точно нужно и вас не остановили полсотни конкурентов, следует определиться с концепцией. Условно подход к работе можно разделить на три типа: мануальный, полуавтоматический и автоматический. Мануальный – это когда вы берёте в штат менеджера, который обрабатывает заявки и соединяет учеников с преподавателями. Автоматический – когда стыковка происходит техническими средствами. Полуавтоматический – комбинирует оба подхода. Рассмотрим, чем по сути отличаются эти подходы и какой из них превалирует в России.

А)Мануальный.
Это самая простая концепция, на разработку и внедрение которой может потребоваться всего пара недель. Вы делаете простенький сайт, на котором принимаете заявки по телефону / электронной почте и обещаете по этим заявкам подобрать педагога. За неимением собственной базы можно на первое время воспользоваться базами конкурентов. Зарабатывать на этом вместо вас будут они, зато вы будете зарабатывать себе имя. Вторая форма заявки делается для преподавателей. Они присылают анкеты, вы забиваете их в базу данных. Для этого можно воспользоваться обычным экселем.

Плюсы: относительно простая реализация, быстрый ввод в эксплуатацию, минимальные затраты на разработку. Можно начать получать доход уже через несколько дней после запуска.
Минусы: вытекают из плюсов. Т.к. это самая простая в реализации концепция – она и самая распространённая. Компании подобного типа появляются по две штуки в неделю и исчезают столь же стремительно, не сумев заиметь долю рынка. На самом деле непросто привлекать на сайт людей, когда вы ничего уникального им предложить не можете.

Б)Автоматический.
Это самая сложная концепция, на разработку которой могут уйти годы. Обычно подобные компании тратят по 2-3 года на отработку технологий и немалые средства на поддержку программного обеспечения. Немалые – это порядка 4-5 млн руб только на запуск проекта. Подобные площадки, в силу сложности разработки, самые малочисленные. Однако и таковых по миру можно насчитать 5-10 штук, половина из которых, предпочитает работать только с преподаванием иностранных языков и не затрагивать прочие сферы, в силу слабой финансовой отдачи.

Плюсы: технически сложное ПО является ценным продуктом и может само по себе стоить немалых денег при интересе к нему со стороны покупателей. Площадка, в силу независимости от человеческого фактора, может обслуживать огромные потоки людей, поддерживаясь при этом минимальным штатом сотрудников. Думаю, не нужно объяснять, что подобная система легко справится со стыковкой 5-10 тысяч людей в сутки, в то время как ручная работа имеет ограниченную пропускную способность. Фактически, это как сравнивать телефонистку и АТС.
Минусы: дороговизна и сложность разработки. Необходимость наличия в штате квалифицированных программистов, способных быстро реагировать на ситуацию. Необходимость поиска баланса между сложностями технологий и простотой интерфейса. Малейшая техническая ошибка в алгоритме сайта может привести к финансовым потерям, так как мануального режима работы (приём заявок по телефону и почте) система не предусматривает.

В)Полуавтоматический.
На сегодняшний день это победивший тип на территории РФ. 5 самых крупных площадок работают именно по этой схеме, позволяющей обслуживать и тех, кто способен разобраться в программе самостоятельно и тех, кто предпочитает, чтобы менеджер всё сделал за него. Примечательно, что этот тип является превалирующим в России и США, но в ЕС самым крупным является автоматический.
Этот тип не работает по схеме а+б, то есть, не объединяет два предыдущих. Часть функционала берётся от а, часть от б, и получается тип в, не способный заместить полностью оба предыдущих. Для работы по этой схеме, как вы уже догадались, вам понадобится и персонал и ПО. Чем хорош этот тип: вы можете большинство работы возложить на людей, а затем потихоньку перекладывать её часть за частью на автоматику.

Плюсы: самый большой охват аудитории (сайт заинтересует и продвинутых интернет-пользователей и тех, кто предпочтёт сделать заказ по телефону). Хорошая отказоустойчивость, т.к. в случае выхода из строя определённых звеньев ПО, есть возможность временно переложить эту работу на человеческий ресурс. Самая популярная в РФ схема, очевидно, дающая наибольший финансовый профит.
Минусы: дорого и сложно обслуживать. Вам понадобится иметь в штате и менеджеров и программистов. Всех их нужно кормить и ради этого поднимать и поднимать тарифы. Например, топ-компании начинали с комиссии в 50% от стоимости первого урока, а сейчас дошли уже до 300%. Об этом речь пойдёт ниже.

3. Монетизация

Способов получения дохода множество. Периодически я сталкиваюсь с новыми нестандартными подходами. Здесь можно проявлять изобретательность.

Шаблон 1

Самый распространённый способ получения денег заключается во взимании платы за факт предоставления ученика преподавателю. Стоимость комиссии обычно составляет 100-150% от стоимости первого занятия (взимается с репетитора), но может доходить до 300%. Как правило, чем более привлекателен ваш сайт для пользователей, то есть, чем больший поток клиентов через вас проходит, тем выше процентная ставка. Объясняется это тем, что выгоднее заплатить 7000 рублей и получить ученика, чем заплатить 0 и сидеть с пустыми руками. Этим и пользуются топы, имеющие наибольший трафик в стране, в силу вливания в раскрутку огромных рекламных бюджетов (до 1,5 млн рублей в месяц) (пруфов нет).

Шаблон 2

С репетитора взимается процент от стоимости каждого занятия с учеником. Разброс бывает разный, от 15% до 70%. Всё зависит от подхода компании. Есть сайты, проводящие строгий отбор преподавателей, предоставляющие дополнительные услуги, вроде собственных вебинарных систем для онлайн-общения, включая интерактивные доски. Обычно штат преподавателей у таких компаний небольшой (в силу пропускной способности серверов), а стоимость уроков высокая. Этим и обуславливается высокий процент. В среднем же компании такого шаблона взимают 25-30% от стоимости каждого урока. 15% я встречал только на одном сайте, но их ежедневный трафик составляет порядка 13 тысяч посетителей, поэтому они могут себе позволить компенсировать низкий процент большими оборотами.

Шаблон 3

Здесь комбинируются предыдущие два шаблона, т.е. с репетитора взимается сразу и 100% стоимости первого занятия и процент за каждые последующие. Несмотря на высокие издержки, данный подход вполне жизнеспособен и на практике применяется.

Шаблон 4

С репетитора взимается плата за регистрацию на сайте. С ученика – за предоставление ему контактов преподавателя. Подобную схему работы я встречал лишь один раз, но она была весьма популярна. Сайт имеет большую базу клиентов и работает в 10 странах мира. Ставки всегда фиксированы и не зависят от количества уроков и стоимости занятий.

Шаблон 5

Плата взимается за предоставление доступа к базе преподавателей или к базе учеников. Подобный подход чаще применяется в США, но и в России такие компании тоже представлены. Зарегистрироваться на сайте можно бесплатно, но для того, чтобы видеть контакты преподавателей и учеников, необходимо оплатить доступ на сутки, неделю или месяц. Дополнением к такому шаблону бывает опция открытой публикации контактов репетитора (за отдельную плату можно сделать свой телефон или адрес почты доступным всем посетителям сайта, в том числе и гостям, не оплатившим доступ к контактам).

Шаблон 6

Плата взимается за раскрутку профиля репетитора. Преподаватель может бесплатно разместить анкету-объявление, но если он хочет, чтобы анкета продвигалась на главной странице и в группах соцсетей, он должен за это заплатить.

4. Доходы

Доход очень сильно зависит от трафика. Чем больше трафик, тем больше потенциальных клиентов. Топовые компании раздутыми рекламными бюджетами добиваются 2-5 тысяч посетителей в сутки. Мелкие получают 150-200 посетителей, но даже этого им хватает для того, чтобы получать прибыль. Соотношение доходов и расходов здесь очень индивидуально и высчитывается исходя из множества факторов, перечисленных выше. Если у вас возникнет желание, можете сами набросать примерную модель поведения компании и посчитать какую прибыль при каких обстоятельствах она способна получать.

5. Расходы

Основные расходы делятся на следующие категории:

а) поддержка сайта (оплата хостинга, домена);

б) заработная плата сотрудников (зависит от типа занятости и их количества);

в) рекламные кампании (зачастую составляют большую часть расходов).

6. «Фишинг»

Практически все концепции подразумевают наличие недобросовестных клиентов, которые не будут платить комиссии, либо будут их платить не в полном объёме. Как правило, все сайты по подбору репетиторов прописывают в правилах пункт, позволяющий блокировать преподавателей и учеников, замеченных в обмане системы. В принципе, пользоваться услугами сайта вас никто не обязывает, а условия пользования подразумевают оплату. Если вы не платите – фактически вы заяц, который едет на автобусе и не платит за проезд. Я сам слышал истории о том, что один из сайтов для репетиторов запускает ботов, которые под видом учеников обращаются к преподавателям с просьбой оплатить услуги обучения, минуя сайт. Если преподаватель отвечает согласием – его аккаунт тут же блокируется. Впрочем, иные сайты спокойно закрывают глаза на подобного рода нарушения и просто рассчитывают на добросовестность клиентов. В любом случае, этот один из важных аспектов, с отношением к которому необходимо определиться заранее, ввязываясь в бизнес репетиторских услуг.

7. Региональность

Все сайты по подбору репетиторов делятся на несколько масштабов:

а) действуют внутри города или области;

б) действуют в нескольких конкретных городах, прямо обозначенных на сайте;

в) действуют внутри одной страны;

г) действуют в нескольких конкретных странах, прямо обозначенных на сайте;

д) действуют во всех городах и всех странах мира.

Разъяснять здесь особенно нечего, всё достаточно прозрачно. Однако следует иметь ввиду, что для того, чтобы работать в других странах, мало иметь мультиязычный и мультивалютный сайт. Необходимо иметь техническую поддержку на различных языках, а так же разъяснять пользователям законам какой страны подчиняется ваш сайт, так как, очевидно, что в случае возникновения юридических споров, они будут рассматриваться в правовом поле той страны, юридическим субъектом которой является компания-владелец сайта. Следует также понимать, что на рынок каждой отдельно взятой страны необходимо выходить отдельно. Вы не получите иностранных пользователей, если просто переведёте сайт на иностранный язык. Необходимо проделывать работу по продвижению сайта в этой стране, по работе с клиентами из этой страны, по разработке и внедрению рекламных кампаний, с учётом культуры конкретной страны. Разность культур, зачастую, не позволит вам использовать одну и ту же рекламную кампанию в разных странах, так как она или не будет эффективной или вовсе не будет законной (надеюсь, что это очевидно).

8. Верификация анкет

Вам придётся определиться, будете ли вы требовать подтверждения вводимой преподавателями информации (сканы паспорта, диплома), либо не будете, либо будете, но опционально. Некоторые сайты проводят даже скайп-собеседования, чтобы уж совсем наверняка. Если будете проводить верификацию, то учтите, что хранение и распространение персональных данных регулируется 152 ФЗ и вам придётся этому закону следовать, т.к. за его нарушение вам может грозить штраф от 20 до 500 тысяч рублей или лишение свободы, на срок от 6 месяцев до 5 лет.

9. Стоимость первого занятия

Заходя в роли ученика на среднестатистический сайт для подбора репетиторов, вы можете не заметить никакого подвоха в том, что сайт сообщит вам, что «Подбор репетитора для вас полностью бесплатен. Вы платите прямо преподавателю за проведённые уроки». В чём подвох? В том, что сайт берёт с репетиторов комиссию, в виде 100% от стоимости первого урока. «И что?», спросите вы. А то, что в этом случае оплата первого занятия ложится на плечи ученика. Если вы всё ещё не поняли, то разжую. Первый урок для ученика всегда платный. Он не может быть бесплатным, так как репетитор обязан уплатить его стоимость в счёт комиссии. В других же условиях, считается нормальной практика, когда первый урок является ознакомительным и полностью бесплатным. Это позволяет ученикам без финансового риска опробовать услуги преподавателя, и если что-либо его (ученика) не устроило, отказаться от продолжения обучения, ничего не оплачивая. Это невозможно сделать на сайте, где преподаватель обязан оплатить стоимость первого урока сайту-посреднику. Вот в чём подвох. Воспользовавшись этой «бесплатной» услугой по подбору репетитора, вы не сможете воспользоваться правом на бесплатный первый урок. Понравится вам преподаватель или нет, вы обязаны будете его услуги оплатить. Естественно, что заранее вам об этом никто не расскажет, это вы поймёте пост-фактум. Поэтому, если вы встречаете на сайте возможность записаться на первый урок к преподавателю бесплатно – знайте, здесь не берут комиссию за первый урок. Здесь с репетиторов берут процент от стоимости занятий.

10. Что выгоднее, комиссия за первый урок или процент от каждого занятия?

Думаю не нужно обладать глубокими познаниями в математике, чтобы примерно представить это. Если комиссия за каждый урок составляет 20% с одной стороны и 100% единовременным платежом с другой стороны, то в первом случае после 5 проведённых занятий педагог выплатит те же 100%. Поэтому топ-сайты, чтобы не отставать от выгоды взимания процентов, вводят дополнительные выплаты для долгосрочных клиентов. Если вы занимаетесь с учеником меньше месяца – вы платите 100-150% от стоимости одного занятия. Если больше – доплачиваете сверху ещё 100-150%. Таким образом, после двух месяцев занятий вы выплачиваете до 300%. Достигнуть этой отметки в первой ситуации можно только через 15 уроков. А это даже в случае двух занятий в неделю получится сделать только через 2 месяца. Таким образом, вводя доплаты за лояльных клиентов, крупняки берут и комиссию за первый урок (придётся заплатить даже если после этого ученик смотал удочки) и комиссию за первые два месяца занятий (если ученик действительно оказался долгосрочным). Здесь, справедливости ради, стоит отметить, что некоторые сайты, в случае, если ученик после первого занятия отказался продолжать сотрудничество, возвращают репетитору 50% комиссии.

11. Выводы

В целом, можно сказать, что направление работы сайтов по подбору репетиторов востребовано, но в то же время, в России основательно перегружено. Буквально каждую неделю рождаются новые сайты, а репетиторов заставлять регистрироваться на 15-й для них площадке, конечно, непросто. Поэтому, для того, чтобы заинтересовать клиентов, вам необходимо быть оригинальными. Фразы в духе «оставьте заявку, мы вам подберём репетитора бесплатно», «у нас работают только проверенные репетиторы», «лучший сайт по подбору репетиторов» или «наша команда состоит из профессионалов высочайшего уровня» давно набили оскомину. Все эти шаблоны можно увидеть на 9 сайтах из 10. Если представить типичный сайт по подбору репетиторов, то он будет выглядеть так: «Мы осуществляем подбор репетиторов бесплатно. Позвоните нам или оставьте заявку на сайте и мы с вами свяжемся в кротчайшие сроки. Чтобы пообщаться с нашими преподавателями, оставьте заявку, мы вам перезвоним (контакты преподавателей скрыты). Комиссия за предоставление ученика – 100% от стоимости первого занятия (взимается с репетитора). За нарушение правил сайта – мы удалим вашу анкету». Если вы способны предложить что-то, выходящее за эти рамки – есть смысл попробовать. Если нет – я бы не советовал. Если на банальный вопрос «чем вы отличаетесь от других?» вы не сможете придумать ни одного толкового аргумента, вы больше промучаетесь, чем поработаете. Я люблю читать раздел «Почему мы?» на сайтах конкурентов. Периодически там можно встретить потрясающие перлы. Например:

- «Сайт №1 по подбору репетиторов в России» (по мнению Василия Петровича?);

- «Наша уникальность в том, что в нашей базе вы можете найти преподавателей по самым разным предметам!» (больше нигде нельзя выбирать предмет для поиска, только тут *сарказм*);

- «У нас только проверенные репетиторы» (ага, те, что заполнили анкету на сайте, те и проверенные, а те, что не заполнили, те непроверенные (у нас их нет);

- «В нашей команде работают только профессионалы» (это те самые, что на странице «О нас» разместили текст Lorem ipsum? (Это кстати не шутка, я несколько раз встречал такие сайты);

- «У нас самые низкие комиссии!» (будьте уверены, что если вы видите эту надпись с отсутствием указания самого размера, то комиссии здесь выше среднего, причём конкретные цифры вам придётся долго искать и вычитывать мелким шрифтом);


В общем, будьте оригинальны и всё у вас получится :)

PS:
Данный опус написан по опыту создания сайта по подбору репетиторов: https://biscarra.com

Подождите...
background Layer 1